Для любителей инструментальных оркестров и Поля Мориа в частности

ГЛАВНАЯ

МАГАЗИН
ССЫЛКИ


ПОЛЬ МОРИА: БИОГРАФИЯ

Поль Мориа родился в 1925 году в Марселе, во Франции, в семье музыкантов, в 4 года начал играть на пианино, затем учился в Парижской консерватории, увлекался джазом и в 17 лет создал свой собственный оркестр. Он стал известным своими аранжировками для Шарля Азнавура, который познакомил его и с другими артистами. К 60-м годам Поль Мориа уже известен во Франции. В 1962, в со-авторстве, Мориа пишет знаменитый "Chariot" для Петулы Кларк. В следующем году хит был переделан, добавлена лирика Нормана Гимбеля и Артура Альтмана, и под названием "I Will Follow Him" композиция попала в американский топ-хит. Однако сам Поль Мориа получил признание в США после выхода "Love is Blue" ("L'Amour Est Bleu") в 1968. Эта композиция в течении 5 недель держалась на 1-м месте а американском хит-параде. Его триумф повторился с выходом коллекции "Blooming Hits", аранжировки лучших синглов 60-х годов (таких как "Puppet On A String" и "Penny Lane"). В следующие года Мориа проводит турне по США и Мексике, Латинской Америке, Японии. Две композиции, "Love in Every Room" & "Chitty Chitty Bang Bang" также заняли первое место в США. Его альбомы до сих пор продаются в невероятном количестве, из них лидируют "Memories of Russia", "Rhytm and Blues", "A Taste of Paul Mauriat".

b. 1925, France. A conductor, arranger and composer, descended from generations of classical musicians, Mauriat began to study music at the age of four, and continued his studies at the Conservatoire in Paris when his family moved there in 1935. His initial ambition to become classical pianist gave way to an interest in popular music and jazz. When he was 17, Mauriet formed his own orchestra and, for several years, toured concert halls and theatres in Europe. His big break came when he began arranging and conducting for recordings by Charles Aznavour, a relationship which endured, and led to him working with other French artists. In the '60s his distinctive, melodic, arrangements on his own instrumental albums with a contemporary beat, gained him a substantial following. In 1962, under the pseudonym Del Roma, Mauriat co-wrote "Chariot," which, sung in French, became a big Continental hit for Petula Clark. In the following year, with an alternative lyric by Norman Gimbel and Arthur Altman, the song was re-titled "I Will Follow Him," and was taken to the top of the US chart by Little Peggy March. Mauriat's own success in America was sparked off in 1968, when his enormous international hit version of "L'Amour Est Bleu" ("Love Is Blue"), Luxembourg's entry in the 1963 Eurovision Song contest, spent five weeks in the number 1 spot. He repeated the feat with BLOOMING HITS, a collection of '60s favourites, including Eurovision winner "Puppet On A String" and John Lennon/ Paul McCartney's "Penny Lane," which is reputed to have sold well over two million copies. This all led to major television appearances and tours throughout the USA and Mexico, Latin America, Japan, and many other countries. Mauriat had two other minor US hit singles, "Love In Every Room" and "Chitty Chitty Bang Bang," but his albums continued to sell in large quantities. In the '60s and early '70s these included MEMORIES OF RUSSIA, RHYTHM AND BLUES, A TASTE OF PAUL MAURIAT.

Поль Мориа

Биография со старой пластинки 1979 года "Бабье лето"

В мире немного найдется, наверное, подобных эстрадно-симфонических оркестров, пользующихся такой же славой и популярностью, как оркестр под управлением французского композитора и аранжировщика Поля Мориа. Миллионы проданных пластинок, гастроли по всему миру, неизменный успех на концертных площадках всех континентов - таков путь этого знаменитого коллектива. В оркестре работают прекрасные музыканты, каждый из которых достиг высокого уровня мастерства, и все же успехами коллектив обязан одному человеку - своему бессменному руководителю Полю Мориа.

Заниматься музыкой Поль Мориа начал рано - в четыре года. Первым его учителем был отец - музыкант-любитель, который быстро понял, что фортепиано для Поля не забава, а очень серьезное увлечение. Шесть лет отец занимался с Полем, привил ему любовь к классической музыке, познакомил его и с миром эстрады. Под присмотром отца юный пианист начал выступать в варьете, но это длилось всего лишь несколько месяцев. В десять лет Мориа поступает в Марсельскую консерваторию, которую заканчивает с отличием по классу фортепиано. Как он признался позже, единственной его мечтой в четырнадцать лет было стать настоящим профессиональным пианистом. И, вероятнее всего, так бы это и произошло, если бы не случайность, которая круто повернула всю его судьбу.

Однажды один из приятелей по консерватории чуть не силой затащил Поля на концерт в студенческий джаз-клуб. Трудно сказать, хорошо ли, плохо ли играли студенты, - важно другое. Ритмы джаза, которого до этого Мориа практически не слышал, новая для него музыка потрясли его совершенно. Вскоре он сам приходит в этот клуб с намерением играть в джазовом оркестре. Однако его ждало разочарование: оказалось, что классического музыкального образования ему явно не хватает, что так называемая легкая музыка и джаз требуют специальной подготовки. Мориа решает продолжить музыкальное образование, уделяя основное внимание именно джазу. Вскоре у него возникает желание создать собственный оркестр. ?Я решил стать дирижером, - скажет он позже в одном интервью, - потому что хотел независимости. Дирижеры самые независимые люди в музыкальном мире?. И в 17 лет Мориа создает такой оркестр. Он выступает с ним в кабаре и мюзик-холлах сначала во Франции, а потом и в других европейских странах. Ему было тогда семнадцать лет.

С первых же выступлений этого коллектива проявился характерный для Мориа стиль, который позволяет с легкостью узнать его среди сотен подобных. От джаза он очень быстро переходит к эстрадной музыке, аранжирует популярные мелодии, пишет собственные композиции. Решение создать именно эстрадно-симфонический оркестр (?гранд-оркестр?, как назывались подобные коллективы во Франции) пришло к нему после того, как он впервые услышал оркестр под управлением Франка Пурселя. Этот дирижер и аранжировщик оказал на него огромное влияние. Поль Мориа считает его своим духовным отцом и сегодня продолжает относиться к нему с огромным уважением.

Вскоре известность оркестра Поля Мориа стала настолько широкой, что дирижер решил попытать счастья в Париже, где, по правде говоря, был известен сам Мориа, а не его коллектив. Ибо постоянного оркестра как такового не было. Его состав все время менялся - одни музыканты приходили, другие уходили, кто-то задерживался на несколько лет, кто-то играл с оркестром не больше двух недель. Тем не менее, несмотря на такую ?текучесть?, коллектив сохранял творческое лицо, сохранял ?звучание Мориа?.

В Париже успех к Мориа приходит довольно быстро. На одном концерте оркестр услышал продюсер фирмы грамзаписи, который предложил Мориа поработать у них в качестве аккомпанирующего коллектива. Так началось творческое содружество Мориа с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, Далида, Катерина Валенте, Шарль Азнавур, Мирей Матье, причем он выступал не только как руководитель аккомпанирующего оркестра, но и как талантливый аранжировщик. Так, например, для Азнавура за шесть лет их совместной работы Мориа аранжировал более ста двадцати мелодий, многие из которых принесли певцу широкий успех у публики.

Одновременно с работой в студиях грамзаписи Мориа в 1965 году создает свой ?Большой струнный оркестр?, что дает ему, по его собственному выражению, ?ощущение полной свободы?.

В 1967 году Поль Мориа впервые приезжает в СССР как аккомпаниатор Мирей Матье. Именно с этой певицей он записал лучшие свои пластинки. За одну из них - ?VIENS CE CE SOIR? он удостаивается Приза общества французских врачей, который композитор считает самой дорогой из имеющихся у него многочисленных наград. Большой популярностью пользуется во Франции и записанный ими альбом ?MIREILLE MATHIEU CHANTE PAUL MAURIAT?.

1968 год стал поворотным годом в судьбе Поля Мориа. Записанная им пластинка ?L'amour est bleu? расходится по всему миру тиражом более шести миллионов экземпляров. Она становится ?золотой? в США, Австрии, Канаде, Аргентине, Мексике, Японии, Бразилии. Во Франции за эту запись композитор получает Большую премию диска.

Вскоре он очередной раз меняет некоторых музыкантов своего ?Большого струнного оркестра?, вводит несколько новых инструментов и с тех пор постоянно выступает именно с этим коллективом. С ним он объехал весь мир. Не раз бывал на гастролях в США, Японии, Австралии, Бразилии. Шесть месяцев в году Поль Мориа гастролирует, остальные полгода проводит в студиях грамзаписи. В год он аранжирует примерно пятьдесят новых мелодий, всего же со времени создания своего ?Большого оркестра? он записал их более 1200 (как обработок других авторов, так и собственных композиций).

Поль Мориа очень внимательно следит за новинками эстрады не только во Франции, но и во всем мире. В какой бы стране он ни был, он интересуется национальной музыкой - будь то африканская, латиноамериканская или славянская. Поэтому на его пластинках можно встретить аранжировки английских мелодий, широко известна его обработка перуанской песни ?EL CONDOR PASA?, большой интерес представляют и его трактовки произведений французских композиторов. Причем реагирует на новинки он на удивление быстро. Песня ?L'ETE INDIEN?, например, была подготовлена им для записи в собственной интерпретации буквально через несколько дней после того, как она стала бестселлером в исполнении Джо Дассена. Не ослабевает интерес музыканта и к классической музыке. Он часто играет (и аранжирует для своего оркестра) произведения Баха, Дебюсси, Стравинского. Очень тепло была встречена во Франции его пластинка ?PAUL MAURIAT JOUE CHOPIN ?LES 14 VALSES? (1970).

В 1978 году Поль Мориа записал альбом ?OVERSAS CALL?, в котором ощутимо влияние латиноамериканских мелодий, музыки рэгге. Композитор с большим интересом относится к русской и советской музыке. Еще в начале 60-х годов он выпускает диск ?RUSSIE DE TOUJOURS ?ВЕЧНАЯ РОССИЯ?, для которого аранжировал двенадцать русских народных песен. В 1978 году во время своего последнего приезда в СССР Поль Мориа попросил, чтобы ему дали возможность прослушать несколько советских эстрадных пластинок. Побывал он и на нескольких концертах. Результатом творческих встреч в Москве явилась мелодия ?SUR UN AIR DU VIVALDI? - обработка песни Сергея Никитина ?Под музыку Вивальди?.


@2002
Александр Поленов
Санкт-Петербург
Design by Alex
Updated: 04.03.2002
Hosted by uCoz